Сухарева Эльмира Назифовна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирска

Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности «Говорушки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 14 «Ласточка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Педагогического совета

Протокол № 1  от « »  августа 2021 г. 

Заведующий  МАДОУ Детский сад №14

«Ласточка» г. Бирска

 _______________________ Выдрин Г.С.

От «___»  _____ 2021 г. №_____

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

социально - педагогической  направленности

 

 «Говорушки»

Программа предназначена для детей от  4 до 5 лет

Срок реализации  Программы- 1 год

 

Составитель:

 Сухарева Э.Н., воспитатель

 

 

 

 

 

 

г. Бирск -  2021 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………3

АКТУАЛЬНОСТ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………4

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………..4

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ…………………………………………………………………….4

ЦЕЛЬ………………………………………………………………………………………….4

 ЗАДАЧИ …………………………………………………………………………………….4-5

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ……………………………………………5

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ…………………………………………………………………….........5

РЕЖИМ  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ………………………………………………………5-6

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ………………………………………………………..6

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………………………….6

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………….…………………7

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ……………………………………………8-21

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………22-27

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………….28

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………..28

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………29-30

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………31

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами

Актуальность

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются. Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор темы кружка: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста». В рамках кружка ведётся работа с родителями по данной теме в виде консультаций, бесед, выставок папок-передвижек, проведение родительского собрания, принятие участия в оформление уголка.

Новизна программы.  Программа способствует развитию артикуляционного  и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового  внимания, связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, способствующих  речевому развитию, что обуславливает  формированию коммуникативных способностей и общего психического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

Цель:  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря.

Задачи кружка:

Обучающие:

1.  Активизировать речь детей. 2. Обогащать активный и пассивный словарь. 3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. 4.Формироватьумения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках. 5.Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи

Развивающие:

 1.Развивать умение говорить и слушать.

 2. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

 3. Развивать артикуляционный аппарат.

4. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

 5. Развивать внимание, зрительное восприятие.

 6.Развивать эмоциональный отклик на результат игры.

Воспитательные:

1.Воспитывать самостоятельность и умение слушать.

2. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. 

Программа соответствует принципам:

1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

2.Принцип коммуникативно – деятельного подхода к развитию речи.

3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4. Принцип  обогащения мотивации речевой деятельности.

5. Принцип комплексности воздействий на ребенка.

6.Принцип воздействия на все стороны речи

7.Принцип учета закономерностей онтогенеза.

8.Принцип учета ведущей деятельности.

9. Принцип учета  индивидуальных особенностей ребенка.

Программа предназначена для  детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.

Режим проведения занятий: один раз в неделю. Продолжительность занятия  составляет  20 минут.

 Формы проведения занятий: групповые.

Содержание занятий определяется  следующими направлениями работы: развитие общения, расширение пассивного и активного  словаря, развитие восприятия,  развитие слухового восприятия, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Средства

1. Словесный материал

2. Картотека пальчиковых игр

3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)

4. Наглядный материал: игрушки и пр. по тематике

Методы и приёмы:

 1. Словесные методы обучения (беседа, разучивание стихотворений, загадок, русских народных песен, текстов пальчиковых игр и пр.) ;

2. Наглядные методы обучения – показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.

 3. Практические методы обучения – действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.

Ожидаемые результаты:

 1. Обогащать активный и пассивный словарь детей; 

2. Сформировать навык выражать свои чувства и понимать чувства других;

 3. Сформировать навык умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.

 4.Сформировать навык потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи.

Кружковые занятия проводятся по 20 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Педагогический анализ проводится 2 раза в год  (в начале и конце года ).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Месяц

Тема

Количество часов

Октябрь

Диагностическое обследование детей

20 минут

 

Диагностическое обследование детей

20 минут

 

«Осень. Признаки осени»

20 минут

 

Осень в гости к нам пришла»

20 минут

Ноябрь

«Огород. «Овощи»

20 минут

 

«Сад. Фрукты»

20 минут

 

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

20 минут

 

«Посуда»

20 минут

Декабрь

«Одежда»

20 минут

 

«Обувь»

20 минут

 

«Мебель»

20 минут

 

«Зима»

20 минут

Январь

«Новогодний праздник».

20 минут

 

«Зимующие птицы»

20 минут

Февраль

«Домашние и дикие животные».

20 минут

 

«Профессии. Продавец»

20 минут

 

«Профессии. Врач»

20 минут

 

«Транспорт»

20 минут

Март

Профессии на транспорте «Весна»

20 минут

 

«Весна»

20 минут

 

«Мамин праздник»

20 минут

 

«Первые весенние цветы»

20 минут

Апрель

«Дикие животные»

20 минут

 

«Домашние животные»

20 минут

 

«Птицы прилетели» Насекомые»

20 минут

 

«Насекомые»

20 минут

Май

«Правила дорожного движения»

20 минут

 

«Лето. Цветы»

20 минут

 

Диагностическое обследование детей

20 минут

 

Диагностическое обследование детей

20 минут

 

Содержание программы

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснения, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – это правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится громко, четко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение  он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же  речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.  В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям  в контексте интересной для них  деятельности.

Объяснение -  раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко  используется для раскрытия значений слов, для объяснений правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и  обследования предметов.

Указания -  разъяснения детям способа действия  для достижения определенного результата. Выделят указания обучающие, организационные и  дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивирующее суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное значение на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка,  интерес к речевой деятельности,  организовывала его поведение.  Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других  методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть  констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? куда? и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями  - «почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и  подсказывающими.

Наглядные приемы -  показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при приеме обучения правильном звукопроизношению. 

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают  возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях.

 

 

 

Тема

Задачи

Содержание

Количество часов

Октябрь

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на начало учебного года

 

1

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на начало учебного года

 

1

«Осень. Признаки осени»

Учить определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных.

«Какое время года?»

1

Учить определять по признакам времена года. Развивать словарь.

«Бывает-не бывает»

Учить находить и исправлять ошибки, называть признаки осени. Развивать мышление, словарь.

«Что неправильно»

Учить называть признаки осени. Развивать словарь прилагательных.

«Назови признаки»

«Осень в гости к нам пришла»

Упражнять в нахождении листка по образцу. Развивать мышление, память.

«Найди такой же листок»

1

Упражнять в составлении картинки из частей. Развивать наглядно-образное мышление.

«Составь картинку»

Упражнять в назывании овощей и фруктов по их внешнему виду, обобщать по общим признакам.

«Дары осени»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления

«Угадай, чего не стало?»

«Огород. «Овощи»

Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

«Я собрал на огороде»

1

Упражнять в назывании овощей, обобщать понятия по общим признакам. Развивать словарь существительных

«Что растет на огороде?»

Упражнять в назывании фруктов, обобщать понятия по общим признакам. Активизировать словарь.

«Что растет в саду?»

Упражнять в умении классифицировать предметы по признакам. Развивать мышление

«Во саду ли в огороде»

«Сад. Фрукты»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Лови да бросай – фрукты называй»

1

Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение фруктов. Развивать мышление.

«Собери фрукты»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Лишнее слово»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай по описанию»

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

Учить различать и называть съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам. Развивать словарь.

«Съедобные – несъедобные»

1

Учить называть различать и грибы, активизировать словарь

«Что растет в лесу?»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению

«Что лишнее?»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия

 

«Посуда»

Упражнять в назывании предметов посуды, умении обобщать по общим признакам. Развивать словарь существительных.

«Посуда»

1

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Назови ласково»

закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению

«Найди лишний предмет»

«Одежда»

Упражнять в назывании предметов одежды, их частей, называть обобщающее слово.

«Волшебный мешочек»

1

Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление

«Твой дом»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай по описанию»

Упражнять в одевании куклы в определенной последовательности. Развивать глагольный словарь.

«Одень куклу»

«Обувь»

Упражнять в назывании предметов обуви; использовать обобщающее слово

«Обувь»

1

Развивать мелкую моторику рук.

«Волшебные шнурочки»

Упражнять в нахождении предметов обуви по контурному изображению и называть обобщающее слово.

«Путаница»

Формирование представлений о  предметах, развитие логического мышления, расширение объема словаря.

«Угадай, чего не стало?»

«Мебель»

Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление.

«Твой дом»

1

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия

«Лови да бросай – мебель называй»

Упражнять в умении составлять из частей целое изображение обуви. Развивать наглядно-образное мышление.

«Сложи картинку»

Упражнять в постройке мебели из деталей конструктора, назывании частей мебели.

«Переезжаем в новую квартиру»

«Зима»

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

«Отгадай время года?

1

Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

«Бывает - не бывает?»

Учить составлять времена года по признакам. Развивать словарь прилагательных

«Круглый год»

Упражнять в умении составлять целое изображение из частей, развивать наглядно-образное мышление.

«Собери картинку»

«Зимующие птицы»

Учить различать и называть зимующих птиц. Активизировать словарь.

«Зимующие птицы»

1

Учить находить жилище для животного и называть его. Развивать умение использовать в речи существительные.

«Чей домик»

закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению

«Четвертый лишний»

Упражнять в умении классифицировать предметы по общему признаку. Развивать слуховое восприятие.

«Летает – не летает»

«Новогодний праздник»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»

1

Учить называть обобщающее словосуществительное

«Назови одним словом»

Учить составлять предложения по сюжетной картинке, развивать связную речь

«Расскажи, что на картинке»

«Дикие и домашние животные»

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто как разговаривает?»

1

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Скажи ласково»

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

«Загадки -добавлялки»

Учить называть обобщающее слово-существительное.

«Назови одним словом»

«Профессии. Продавец»

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

«Кто чем занимается?»

1

Упражнять в назывании профессий по способам действий. Развивать глагольный словарь.

«Профессии»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления

«Угадай, чего не стало?»

«Профессии. Врач»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее?»

1

Упражнять в назывании предметов, необходимых для работы. Развивать словарь.

«Что нужно для работы?»

Упражнять в назывании профессии – врач, умении подбирать предметы, необходимые для его работы

«Профессии»

Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости

«Что делает?»

«Транспорт»

Упражнять в умении собирать целое изображение транспортных средств из кубиков. Развивать мышление.

«Собери машину»

1

Упражнять в назывании транспорта, его назначении. Развивать словарь существительных

«Транспорт»

Учить называть обобщающее слово-существительное.

Назови -одним словом»

Упражнять в умении называть части машины. Активизировать словарь

«Назови части»

«Профессии на транспорте»

Упражнять в назывании профессии – водитель. Развивать активный словарь.

«Кто работает…»

1

Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

«Что делает?»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления

«Угадай, чего не стало?»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

«Весна»

Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

«Бывает – не бывает»

1

Упражнять в назывании примет весны. Развивать мышление, словарь прилагательных

«Назови приметы»

Учить составлять времена года по признакам. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

«Круглый год»

Учить называть противоположные по смыслу слова. Развивать мышление

«Контрасты»

«Мамин праздник»

Упражнять в назывании действий; расширение глагольного словаря

«Мамины помощники»

1

Закрепление знаний детей о действиях мамы, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

«Что делает мама»

Упражнять в умении правильно сервировать стол, называть свои действия. Развивать глагольный словарь

«Накроем на стол»

Учить составлять предложения по сюжетной картинке, развивать связную речь

«Расскажи по картинке»

«Первые весенние цветы»

Учить различать и называть весенние цветы по характерным признакам. Развивать словарь прилагательных.

«Назови цветок»

1

Упражнять в составлении целого изображения цветка из частей. Развивать мышление.

«Собери цветок»

Учить называть обобщающее слово-существительное.

«Назови одним словом»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

«Дикие животные»

Упражнять в назывании жилища животного, развивать умение использовать в речи предлоги.

«Чей домик?»

1

Упражнять в назывании детенышей животных. Развивать активный словарь

«Чей малыш?»

Упражнять в составлении целого изображения из частей. Развивать мышление

«Собери животных»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Четвертый лишний»

«Домашние животные»

Учить детей понимать и называть пользу, приносимую животными. Развивать словарь

«Какая польза?»

1

Упражнять в назывании частей тела животного. Развивать мышление.

«Назови части тела»

Упражнять в назывании детенышей животных. Активизировать словарь.

«Назови детенышей»

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции

«Скажи ласково»

«Птицы прилетели»

Упражнять в умении различать и называть перелетных птиц по внешнему виду. Развивать словарь

«Назови птицу»

1

Упражнять в умении находить части тела птиц. Активизировать словарь существительных.

«Найди части тела»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению

«Что лишнее»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»

«Насекомые»

Упражнять в умении находить части тела насекомого. Развивать словарь.

«Собери насекомых»

1

Упражнять в умении определять способы передвижения животного; расширять глагольный словарь

Как передвигается»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Лови да бросай – насекомых называй»

Упражнять в назывании насекомых по внешнему виду. Развивать словарь.

Назови насекомого»

«Правила дорожного движения»

Упражнять в умении анализировать и исправлять неправильные ситуации на улице. Развивать мышление, речь

«С Дино я гулять пойду, и в беду не попаду»

1

Учить называть дорожные знаки и их значение. Развивать словарь.

«Дорожные знаки»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Учить решать проблемные ситуации на дороге, развивать связную речь.

«Что делать?»

«Лето. Цветы»

Упражнять в назывании признаков лета. Развивать словарь прилагательных

«Назови признаки лета»

1

Учить различать и называть полевые цветы по характерным признакам. Развивать словарь

«Назови цветы»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Лови да бросай – цветы называй»

Упражнять в составлении целого изображения цветка из кубиков. Развивать мышление

«Собери цветы»

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на конец учебного года

 

1

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на конец учебного года

 

1

 

Диагностика уровня речевого развития детей

Способы определения результативности:

Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей)

 

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

 чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/

 куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/

тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/

огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/

 яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/

 Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

 Критерии:

 ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

 допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла

допускает 3 и более ошибок – 1 балл

 

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

 животные, игрушки, мебель

 Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:

ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

допускает 1-2 ошибки – 2 балла

допускает 3 и более ошибок – 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

 Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

 Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла

 допускает 1 ошибку – 2 балла

допускает 2 и более ошибок – 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

 Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

 Критерии: ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла

допускает 3 и более ошибок – 1 балл

5. Скажи правильно: Книга. У Тани много ….. Дерево. В лесу много ….. Кукла. У Оли нет ….. Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

 Материал: картинки с изображением названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла

 допускает одну ошибку – 2 балла

допускает 2 ошибки – 1 балл

 6.Мышка очень любит сыр.

 Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

 Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: картинки

 Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов :В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла допускает одну ошибку – 2 балла

 допускает 2 ошибки – 1 балл

 7.Назови какого цвета предметы:

 шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

 Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе. Материал: картинки

 Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла

 допускает одну ошибку – 2 балла

допускает 2 ошибки – 1 балл

 8.Скажи правильно:

 У меня есть карандаш. /ручка/

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога. Материал:

Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла

допускает одну ошибку – 2 балла

 допускает 2 ошибки – 1 балл

допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

 2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

 3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

 4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

 5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

21 – 24 баллов – высокий уровень

15 – 20 баллов - средний уровень

 8-14 баллов – низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

 

ФИ ребенка

Назови предметы изображенные на картинке одним словом

Назови предметы, которые можно назвать этим словом

Как можно сказать ласково

Помоги животным найти своих детенышей

Скажи правильно

Мышка очень любит сыр

Назови какого цвета предметы

Скажи правильно

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

1

Абрамова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Бадретдинова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Базаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Баязова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Боровков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Гайнанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Гайтанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Григорьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Епанешников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Зинова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Зулькафирова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Иванова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Ижбулдина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Крылова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Микаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Сагадеев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Сафронов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Солунина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Султанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Ханов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Шамукаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Якимова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Бадамшин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Докучаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Взаимодействие с родителями

Основные  направления и формы работы с родителями:

- взаимопознание и взаимоинформирование (общение)

Осуществление полноценного образовательного процесса  овладения связной речью невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. 

Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса овладения связной речи. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о постоянном закреплении материала изученного с педагогом.

Методическое обеспечение программы

Основная форма занятий – игра и продуктивная деятельность. Занятия проводятся групповые.

 

Методами успешной реализации программы является: 

- Словесный (заучивание стихотворений об игрушках,  диких и домашних животных, небольшой рассказ, беседа).

- Наглядный (наблюдение, рассматривание).

- Практический (словесные игры; дидактические игры:«Что это?», «Посмотри и скажи», « Чего не стало?»).

 

Условия реализации Программы

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть  сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.

Общее освещение помещения лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнении к общему освещению должно быть предусмотрено дополнительное освещение. Стены должны быть окрашены в светлые тона. Столы  необходимо расположит так, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди сидящего воспитанника.

Дидактическое и техническое оснащение

Наименование

Количество

Стол

По количеству воспитанников

Стул

По количеству воспитанников

Магнитная доска

1

Методическое обеспечение

Наименование

Количество

Пирамидки

7

Матрешки

7

Сюжетные картинки

Игрушки (по темам)

7

Техническое обеспечение

Наименование

Количество

ноутбук

1

магнитофон

1

Литература

1) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

2) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

3) О.С.Ушакова., Н.В. Гавриш Знакомим с литературой детей 3-5 лет. М.Творческий центр Сфера, 2010.

4) Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.

 5)О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи для детей 4-5 лет» М.Издательский центр «Вентана - Граф»2015.

6) О.С.Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. – М.: Творческий центр Сфера, 2011.

 

19 сентября 2021 в 20:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.