Сухарева Эльмира Назифовна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирска
Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности «Говорушки»Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 14 «Ласточка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан УТВЕРЖДЕНО На заседании Педагогического совета Протокол № 1 от « » августа 2021 г. Заведующий МАДОУ Детский сад №14 «Ласточка» г. Бирска _______________________ Выдрин Г.С. От «___» _____ 2021 г. №_____
Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности
«Говорушки» Программа предназначена для детей от 4 до 5 лет Срок реализации Программы- 1 год
Составитель: Сухарева Э.Н., воспитатель
г. Бирск - 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………3 АКТУАЛЬНОСТ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………4 НОВИЗНА ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………..4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ…………………………………………………………………….4 ЦЕЛЬ………………………………………………………………………………………….4 ЗАДАЧИ …………………………………………………………………………………….4-5 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ……………………………………………5 ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ…………………………………………………………………….........5 РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ………………………………………………………5-6 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ………………………………………………………..6 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………………………….6 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………….…………………7 СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ……………………………………………8-21 СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………22-27 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………….28 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………..28 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………29-30 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………31 Пояснительная записка. Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка. В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами Актуальность Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются. Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор темы кружка: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста». В рамках кружка ведётся работа с родителями по данной теме в виде консультаций, бесед, выставок папок-передвижек, проведение родительского собрания, принятие участия в оформление уголка. Новизна программы. Программа способствует развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания, связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, способствующих речевому развитию, что обуславливает формированию коммуникативных способностей и общего психического развития ребенка младшего дошкольного возраста. Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря. Задачи кружка: Обучающие: 1. Активизировать речь детей. 2. Обогащать активный и пассивный словарь. 3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. 4.Формироватьумения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках. 5.Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи Развивающие: 1.Развивать умение говорить и слушать. 2. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память. 3. Развивать артикуляционный аппарат. 4. Развивать чувство ритма, образное мышление детей. 5. Развивать внимание, зрительное восприятие. 6.Развивать эмоциональный отклик на результат игры. Воспитательные: 1.Воспитывать самостоятельность и умение слушать. 2. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Программа соответствует принципам: 1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 2.Принцип коммуникативно – деятельного подхода к развитию речи. 3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 5. Принцип комплексности воздействий на ребенка. 6.Принцип воздействия на все стороны речи 7.Принцип учета закономерностей онтогенеза. 8.Принцип учета ведущей деятельности. 9. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения. Режим проведения занятий: один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 20 минут. Формы проведения занятий: групповые. Содержание занятий определяется следующими направлениями работы: развитие общения, расширение пассивного и активного словаря, развитие восприятия, развитие слухового восприятия, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики. Средства 1. Словесный материал 2. Картотека пальчиковых игр 3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам) 4. Наглядный материал: игрушки и пр. по тематике Методы и приёмы: 1. Словесные методы обучения (беседа, разучивание стихотворений, загадок, русских народных песен, текстов пальчиковых игр и пр.) ; 2. Наглядные методы обучения – показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек. 3. Практические методы обучения – действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка. Ожидаемые результаты: 1. Обогащать активный и пассивный словарь детей; 2. Сформировать навык выражать свои чувства и понимать чувства других; 3. Сформировать навык умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках. 4.Сформировать навык потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи. Кружковые занятия проводятся по 20 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале и конце года ). УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснения, указания, оценка детской речи, вопрос. Речевой образец – это правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится громко, четко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности. Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснений правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов. Указания - разъяснения детям способа действия для достижения определенного результата. Выделят указания обучающие, организационные и дисциплинирующие. Оценка детской речи – мотивирующее суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное значение на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? куда? и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при приеме обучения правильном звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях.
Диагностика уровня речевого развития детей Способы определения результативности: Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей)
1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом: чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/ куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/ тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/ огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/ яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/ Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий. Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла допускает 3 и более ошибок – 1 балл
2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом: животные, игрушки, мебель Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий. Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф. Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла допускает 1-2 ошибки – 2 балла допускает 3 и более ошибок – 1 балл 3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом. Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла допускает 1 ошибку – 2 балла допускает 2 и более ошибок – 1 балл 4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - …… Цель: умение образовывать названия детенышей животных Материал: картинки с изображением животных и их детенышей. Критерии: ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла допускает 3 и более ошибок – 1 балл 5. Скажи правильно: Книга. У Тани много ….. Дерево. В лесу много ….. Кукла. У Оли нет ….. Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. Материал: картинки с изображением названных предметов Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла допускает одну ошибку – 2 балла допускает 2 ошибки – 1 балл 6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек. Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: картинки Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов :В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла допускает одну ошибку – 2 балла допускает 2 ошибки – 1 балл 7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …. Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе. Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла допускает одну ошибку – 2 балла допускает 2 ошибки – 1 балл 8.Скажи правильно: У меня есть карандаш. /ручка/ У меня нет … Я рисую … Папа пишет … Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога. Материал: Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла допускает одну ошибку – 2 балла допускает 2 ошибки – 1 балл допускает 2 ошибки – 1 балл Инструкция к проведению: Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их. 2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе. 3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке. 4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного. 5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе. 6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов. 7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета. 8. Предложить назвать, чьи это предметы. Итоговая оценка: 21 – 24 баллов – высокий уровень 15 – 20 баллов - средний уровень 8-14 баллов – низкий уровень
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Взаимодействие с родителями Основные направления и формы работы с родителями: - взаимопознание и взаимоинформирование (общение) Осуществление полноценного образовательного процесса овладения связной речью невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса овладения связной речи. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о постоянном закреплении материала изученного с педагогом. Методическое обеспечение программы Основная форма занятий – игра и продуктивная деятельность. Занятия проводятся групповые.
Методами успешной реализации программы является: - Словесный (заучивание стихотворений об игрушках, диких и домашних животных, небольшой рассказ, беседа). - Наглядный (наблюдение, рассматривание). - Практический (словесные игры; дидактические игры:«Что это?», «Посмотри и скажи», « Чего не стало?»).
Условия реализации Программы Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Общее освещение помещения лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнении к общему освещению должно быть предусмотрено дополнительное освещение. Стены должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположит так, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди сидящего воспитанника. Дидактическое и техническое оснащение
Методическое обеспечение
Техническое обеспечение
Литература 1) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006. 2) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. 3) О.С.Ушакова., Н.В. Гавриш Знакомим с литературой детей 3-5 лет. М.Творческий центр Сфера, 2010. 4) Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3. 5)О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи для детей 4-5 лет» М.Издательский центр «Вентана - Граф»2015. 6) О.С.Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. – М.: Творческий центр Сфера, 2011.
19 сентября 2021 в 20:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.