Сухарева Эльмира Назифовна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирска

ЛЭПБУК – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Елизарьева Елена Анатольевна,

воспитатель МАДОУ Детский сад №14 «Ласточка» г.Бирска

Сухарева Эльмира Назифовна,

воспитатель МАДОУ  Детский сад №14 «Ласточка» г.Бирска

 

ЛЭПБУК – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению  дошкольников, внедрению новых методов и технологий обучения, которые помогали бы педагогу обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.Что же такое «Лэпбук»? Данный термин происходит от английского слова «lapbook», что дословно переводится как «наколенная книга». Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.

Лэпбук — это книжка–раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения, притом, что его можно применять везде — и как изучение основного материла, когда мы как раз по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей. Лэпбук  могут делать и дети и взрослые, абсолютно разного возраста и уровня и на совершенно разнообразные темы. Это может быть целая мини-энциклопедия, а может стать вашим групповым проектом или даже первой  научно-исследовательской совместной с детьми и родителями  работой!  Ну а главное в лэпбуке, какую бы вы не выбрали основу, это мини-книжки внутри — крошечные раскладушки, гармошки, кармашки и т.д., в которых вы и организуете нужную вам информацию. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой книжке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Зачем же нужен лэпбук?

 1. Он помогает ребенку на свое усмотрениевыбрать информацию по изучаемой теме, а так же лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).

2. Это отличный способ для повторения. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.

3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно подобрать задания, которые будут под силу каждому (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

4. Создание лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого, детей и их родителей, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, что является хорошей подготовкой к  обучению в школе.

5. Такая книга может стать формой представления итогов проекта или тематической недели.

6. И, наконец, создание лэпбука – это увлекательное творческое занятие!

В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность группы мы ожидаем:

– повышения познавательной активности детей;

– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;

– повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи;

– повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;

– повышения творческой активности педагогов, родителей;

– пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Как изготовить лэпбук?

Тема для папки может быть совершенно любой,  как и ее сложность. Так для детей младшего дошкольного возраста лучше сделать общийлэпбук, например, на тему «Животные». Он получится более обзорным.

Для воспитанников старшего возраста лучше подойдет лэпбук на какую-нибудь частную тему. Например, «От головастика до лягушки». Размещенная в книгу информация будет гораздо продуктивнее. Кроме того в папке вы обязательно поместите информацию, которую добыл ребенок с помощью родителей, или игры, придуманные в совместной с детьми деятельности.

После того, как вы выбрали тему, нужно составить план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Вот тут-то и начинается настоящая познавательная деятельность. Словом, вы с детьми составляете план исследовательской деятельности, распределяете ответственные поручения. Когда необходимая информация будет собрана, необходимо решить какой формы будет книга, выбрать материал для ее изготовления, подумать, как лучше разместить имеющуюся информацию и можно приступать к финальной части – изготовлению. 

Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому в нашей группе появились лэпбуки общей тематики: «В мире животных», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Цвета» и др. Мы постарались сделать их более яркими и привлекательными, чтобы вызвать интерес детей. В них содержится разнообразная информация по данным темам: стихи, загадки, лото, пазлы, развивающие игры, раскраски,  наглядный и дидактический материал.

Так в лэпбуке «В мире животных» есть игровое поле, предназначенное для закрепления мест обитания животных. Дети с удовольствием играют животными, изготовленными из фетра. Кроме того, закрепляются названия животных и их детенышей, дети учатся определять части тела животных (игра «Чей хвост?»), чем питаются некоторые представители животных (игра «Кто что ест?»). Игра «Чей домик» представлена в виде пазлов. Подобраны загадки, стихотворения, раскраски о животных.

Лэпбук: «Овощи и фрукты» Он представляет собой картонную папку формата А4, обклеенную цветной бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, игровое поле, гармошки в которых собрана информация по теме для расширения словаря детей. Стихи и загадки развивают высшие психические функции, слуховую память, мышление. Игра « Разложи овощи и фрукты по своим корзинкам»- учит детей группировать предметы по обобщающему понятию. Играя на поле «Как мы заготавливаем овощи и фрукты»- уточняем представления детей о заготовке даров осени, развиваем связную речь. Так же подобраны картинки на тему «Что где растет».

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.Работая по методу «Лэпбука» удалось расширить знания детей об окружающем мире. Кроме того, произошло развитие общих способностей воспитанников – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации технологии лэпбуков произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными. Речь воспитанников стала богаче, пополнился словарный запас. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников.

Результаты использования лэпбука:

-быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок;

-проявление повышенного интереса к содержанию;

-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

-проявление интереса со стороны родителей.

Важно помнить:

1)что готовый лэпбук должен быть удобным в использовании для ребенка, то есть его размеры не должны быть слишком велики, так как это вызовет затруднения в использовании, а также не должны быть слишком маленькими, это усложнит восприятие материала.

2)наполнение должно быть практичным и прочным, соответственно лэпбук должен быть обклеен, игры и наполнение заланимированы или обклеены скотчем.

3)наполнение должно быть интересным для ребенка, нести не только игровой, но и обучающий характер. Не стоит забывать, что лэпбук – это средство обучения, а не игра, то есть в нем должен содержаться познавательный материал, закрепление которого происходит посредством игр.

4)Лэпбук – это совместное творчество взрослого и ребенка, то есть, дети должны быть привлечены к изготовлению лэпбука.Например, предоставление фотографий по тематике лэпбука, сочинение рассказа, сказки по теме лэпбука и другое.

5)Лэпбук может пополнятся и дорабатываться исходя из возраста и потребностей детей. То есть при изучении определенного наполнения лэпбука, например, по животным, можно добавлять новые, не изученные ранее материалы, тем самым расширяя знания детей.

Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.

2. О.А.Мариничева, Н.В.ЕлкинаУчим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль. Издательство «Академия развития» 1997г.

3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2008г. издательская программа «Педагогика нового времени»

4. М.В.Карпеева Формирование целостной картины мира.. Центр педагогического образования. Москва, 2016г.

5. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.

10 марта 2021 в 08:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.