Сухарева Эльмира Назифовна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирска
Гиперактивные дети – какие они?Гиперактивные дети – какие они? Сухарева Эльмира Назифовна, воспитатель; Сергеева Анастасия Геннадьевна ,воспитатель; Хайруллина Лиана Владимировна, воспитатель; Елизарьева Елена Анатольевна, воспитатель; МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирск Республика Башкортостан, Россия Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться. И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины. Гиперактивность – повышенная двигательная активность ребенка, импульсивность, сопровождаемые трудностями переключения и концентрации внимания. При взаимодействии с гиперактивными детьми родители испытывают много трудностей: одни жестоко борются с непослушанием; другие опускают руки и впадают в депрессию; а третьи, слышат постоянные упреки, начинают винить ребенка, а то и себя в том, что он не соответствует ожиданиям. Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную и оптимальную линию поведения. Здесь очень важна система работы, режим и, конечно, терпение. Таким детям полезен бассейн, массаж. Нужно стараться не перевозбуждать ребенка, исключив поездки по шумным местам. Гиперактивность корректируется, но не сразу. Поэтому важна максимально правильно воспитывать ребенка, чтобы, в последствии избежать более серьезных проблем, таких как школьная неуспеваемость, отверженность, неспособность найти себя в жизни. При гиперактивности процессы возбуждения доминируют над процессами торможения в нервной системе. Надо понимать, что, если ребенок трудно управляем, непоседлив – это не вам назло, а ему очень трудно усидеть на одном месте, сконцентрироваться на чем-то. Поэтому так важна современная помощь, а не раздражительность. Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: 1.Дефицит активного внимания. - Непоследователен, с трудом удерживает внимание. - Не слушает, когда к нему обращаются. - С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его. - Испытывает трудности в организации. - Часто теряет вещи, бывает забывчив. 2.Двигательная расторможенность. - Не может длительно сидеть без движения, ерзает. - Проявляет признаки беспокойства. - Спит намного меньше времени, чем другие дети. - Говорлив. 3.Импульсивность. - Отвечает, не дослушав вопроса. - Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается. - Плохо сосредотачивается. -Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами. - При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. Если до 7 лет проявляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно сделать предположение о гиперактивности ребенка. Методы работы с гиперактивными детьми. Если ребёнок носится по квартире без остановки и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть. Море волнуется и еще 7 игр для непоседы 1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1
3.Запомни игрушку и опиши ее.Цель – развитие памяти, концентрация внимания. Ребенку демонстрируется игрушка. Его просят запомнить ее как можно лучше. Затем игрушку убирают и просят рассказать о ней (кто это, во что одет…). 4.Море волнуется.Цель – контроль двигательной активности. Дети плавно качают руками из стороны в сторону, приговаривая напевно: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» Ведущий неожиданно выкрикивает: «Замри!» И дети сразу же должны замереть. 5.Разговор с руками.Цель – контроль импульсивности. Ребенка просят обвести ручки, раскрасить и договориться с ними, чтобы они слушались хозяина. Ручки очень хорошие, но иногда не послушные. 6.Передай мяч.Цель – развитие внимания. Дети быстро передают из рук в руки мяч. Им нужно постараться не уронить мяч. 7.Съедобное – несъедобное.Цель – контроль импульсивности. Игра с мячом. Перечисляются разные предметы: если съедобное, нужно ловить, несъедобное – прятать руки. Правила работы с гиперактивными детьми1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 8. Оставаться спокойным. Полезные советы родителям Дома необходимо не забывать, что ребёнок обычно зеркально отображает способы поведения взрослых. Нужно правильно организовать распорядок дня ребенка: 1.Всегда вести себя доброжелательно, спокойно, сохранять тёплую уютную обстановку в доме. 2.Подобрать подходящий спортивный кружок. Малыш сможет выплеснуть свою неуёмную энергию, станет более уравновешенным. 3.Избегать наказания, связанного с долгим сидением на одном месте или совершением утомительных действий. Гиперактивность — это не приговор. При правильном подходе и систематическом лечении можно избавить малыша от дискомфортных симптомов. Никогда не нужно укорять ребёнка, говорить о том, что он не такой, как другие. Пусть он чувствует себя успешным. Главное, чтобы малыш всегда чувствовал, что его любят. Литература: 1. Н. Миклева: Гиперактивный ребенок - это не проблема! Материалы для работы с детьми дошкольного возраста. М. АРТИК. 2018.2. Монина, Лютова-Робертс, Чутко: Гиперактивные дети: Психолого-педагогическая помощь. Монография. СПБ. Речь. 2007.3. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М. 2007.4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М. 2002.
10 марта 2021 в 08:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.