Сухарева Эльмира Назифовна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 14 «Ласточка» г. Бирска
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО И СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО И СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Сухарева Эльмира Назифовна Елизарьева Елена Анатольевна Сергеева Анастасия Геннадиевна Россия, г. Бирск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 14 «Ласточка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, воспитатели
Аннотация: в статье рассматриваются задачи создания условий для полноценного развития дошкольников. В статье говорится о максимальном использовании разнообразных видов деятельности. В статье подробно описаны классификации игр, необходимые для развития детей младшего возраста. Ключевые слова: речевое развитие, сенсомоторное развитие, игры, классификация. INTERCONNECTION OF SPEECH AND SENSOMOTIVE DEVELOPMENT OF YOUNG PRESCHOOL CHILDREN Abstract: the article deals with the problems of creating conditions for the full development of preschool children. The article deals with the maximum use of various types of activities, their integration in order to increase the effectiveness of the educational process. The article describes in detail the classifications of games necessary for the development of young children. Keywords: speech development, sensorimotor development, games, classification. Педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [1,718]. Одно из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях - речевое развитие. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов.Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Успешность ребенка в умственном, речевом, физическом, эстетическом развитии в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Работая с детьми, обратили внимание на то, что дети приходят в детский сад: не знают цвет, форму, качества предмета, многие дети с трудом справляются с предложенным заданием (на лепке, рисовании), или же совсем не могут выполнить его без помощи взрослого. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Мы, воспитатели, на собственном опыте убедились в том, что современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Так как, к сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Не каждый современный родитель может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников является: создавать атмосферу эмоционального комфорта; создавать условия для физического развития; создавать условия для творческого самовыражения; создавать условия для проявления познавательной активности детей. Мы стараемся максимально использовать разнообразные виды деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Что даёт ребёнку игра: удовольствие, знакомство с нормами, правилами жизни, общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, возможность выбирать игрушки (среду), внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу. Игры, необходимые для развития детей младшего возраста можно классифицировать. Сенсорные игры (сенсорика – от латинского “оsensus” – чувство, ощущение)[2,1].Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная активность. Не всем нам нравится, когда ребёнок много двигается. Безусловно, прежде всего, нужно подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться. Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят взрослых до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов. Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь, как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет узнать, как воспринимают их дети. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая…» и другие пальчиковые игры. В детский сад ребенок приходит в возрасте двух лет, не всегда умея говорить. И мы должны помочь ребенку, развивать мелкую моторику, т.к. занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка на кончиках пальцев…», а мы говорим: «Будущее детей на кончиках пальцев». Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества. Список литературы: 1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 томах. Т. 2. Киев: Радяньска школа, 1979. С. 718 2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детсада / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под. Ред. Л.А. Венгера, - М., Просвещение, 1989. С.14 10 марта 2021 в 07:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.